Homeschooling. Дети на фрилансе

367
0

Школьные годы – чудесны или бесполезны? Разбираемся, почему некоторые невинномыссцы и жители края отказываются от классической школы, и изучаем, как устроена альтернативная система образования.

Homeschooling (или семейное обучение) — это один из способов легального отказа от традиционной формы школьного образования. Как правило, родители-хоумскулеры принципиально не согласны со школьным подходом, считают его вредоносным, и поэтому дают образование детям дома — своими силами или с репетиторами. При этом со школой заключается договор, и ребенок проходит аттестацию по школьной программе.

homeschool-3

Хоумскулинг в фактах:

  • Возможность семейного образования (а также самообразования и экстерната) гарантирует закон «Об образовании».
  • В США система домашнего обучения существует около 15 лет, получают семейное образование около миллиона детей. В Англии — около 100 000 хоумскулеров.
  • А вот в Германии и Израиле посещение школы является обязательным. Домашнее обучения возможно только при наличии соответствующего врачебного заключения.
  • Более радикальная форма хоумскулинга — анскулинг. Это полный отказ от школьный системы. В России он не разрешен, т.к. общее образование является обязательным.

Критика хоумскулинга

В России семейное обучение — совсем молодая и ещё редкая практика. Отношение к хоумскулерам, как и ко всем, идущим против системы, как правило, недружелюбное. В лучшем случае, их считают чудаками, в худшем — сектантами. Но трезвых аргументов против такого подхода набирается не очень много:

  • Семейное обучение возможно только при свободном рабочем графике родителей. Или же с репетиторами.
  • Занятия с репетиторами финансово обременительнее, чем обучение в школе.
  • Дети не социализируются, не умеют взаимодействовать в команде и со взрослыми, не «готовы к жизни».
  • Свободный график обучения мешает формированию режима, а в дальнейшем придется работать по режиму.

Несмотря на отрицание школьного подхода, все хоумскулеры жестко привязаны к конкретным школам.

homeschool-2Защита хоумскулинга

Аргументы в поддержку семейного обучения обычно совпадают с критикой школы:

  • Школа ставит под запрет двигательную и игровую активность, это провоцирует медицинские проблемы.
  • Школьная программа занимает неоправданно много времени. Например, по статистике, в 1-2 классе фактического времени на учебу нужно час для «быстрых» детей или полтора для «медленных».
  • В школе даются усреднённые знания, не учитывается индивидуальная способность или неспособность ребёнка к отдельным предметам.
  • Школьная программа включает только те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов. Ребенок только слушает, но не учится смотреть и действовать и часто не понимает смысла исполняемых в школе заданий (классическое школьное: «И зачем мне этот интеграл в реальной жизни?!»).
  • Социализация в школе часто сопровождается безнаказанным детским насилием.
homeschool-5
Автор интернет-проекта Familyeducation.ru, руководитель объединения родителей «Свободное развитие»

Игорь Чапковский

Я считаю, что у идеи семейного образования просто нет минусов, если родители готовы вкладывать свое время, волю и интеллект в образование детей. Таких родителей и таких семей, конечно, никогда не будет слишком много — это родительская элита. Они не вытеснят обычные школьные учреждения и системы, но всегда будут способствовать их улучшению и развитию. Изначально семейным образованием я хотел заниматься ради одного — чтобы у моего ребенка не погас интерес к учебе. Ведь сегодня праздник «Училка заболела!» становится радостным уже во втором классе. Дети не хотят идти в школу. И это очень печально, потому что сама суть детства – расти и познавать. Наша и других родителей практика показала, что в условиях семейного обучения можно сохранить и развить интерес к образованию и научить самостоятельной учебе. Пока не достигнуты цели начальной школы — научить читать, считать, писать — с ребенком нужно присутствовать на занятиях. Он часто попадает в интеллектуальные тупики, а учитель (это почти всегда мама, изредка — папа) помогает выйти из них и обеспечивает психологическую безопасность образования. Если эта задача решена (за год или четыре — у всех по-разному), у ребенка появляются образовательные инструменты. И тогда ставится задача второй ступени: научить пользоваться этими инструментами. На это уходит еще 2-3 года. То есть к 7-8 классу мы получаем ребенка, который сам хочет и любит учиться и уже умеет заниматься самостоятельно.

Мы часто слышим от наших оппонентов, что будет лучше, если все опять станут поголовно и обязательно учиться по 6 дней в неделю в одинаковых школьных классах. Якобы именно такая школа хорошо готовит к жизни, и поэтому все должны пройти через нее. Хотелось бы спросить: к какой именно жизни хорошо готовит такая школа? И еще вопрос: если вашему ребенку, какие-то из хорошо известных школьных недостатков мешают нормально учиться и развиваться, то с какой стати ему через это проходить?

Семейное образование не только помогает создать комфортные условия для качественного и эффективного обучения ребенка, но и обеспечить ему дополнительные возможности для личностного развития. Ведь вы сами организуете время своих детей. Они больше успевают заниматься разными важными для них вещами в кружках и секциях и получают достаточно общения со сверстниками, только не навязанного и принудительного, а свободного и творческого.

homeschool-4Что скажете, у кого школьные годы чудеснее?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here