Школьные годы – чудесны или бесполезны? Разбираемся, почему некоторые невинномыссцы и жители края отказываются от классической школы, и изучаем, как устроена альтернативная система образования.
Homeschooling (или семейное обучение) — это один из способов легального отказа от традиционной формы школьного образования. Как правило, родители-хоумскулеры принципиально не согласны со школьным подходом, считают его вредоносным, и поэтому дают образование детям дома — своими силами или с репетиторами. При этом со школой заключается договор, и ребенок проходит аттестацию по школьной программе.
Хоумскулинг в фактах:
- Возможность семейного образования (а также самообразования и экстерната) гарантирует закон «Об образовании».
- В США система домашнего обучения существует около 15 лет, получают семейное образование около миллиона детей. В Англии — около 100 000 хоумскулеров.
- А вот в Германии и Израиле посещение школы является обязательным. Домашнее обучения возможно только при наличии соответствующего врачебного заключения.
- Более радикальная форма хоумскулинга — анскулинг. Это полный отказ от школьный системы. В России он не разрешен, т.к. общее образование является обязательным.
Критика хоумскулинга
В России семейное обучение — совсем молодая и ещё редкая практика. Отношение к хоумскулерам, как и ко всем, идущим против системы, как правило, недружелюбное. В лучшем случае, их считают чудаками, в худшем — сектантами. Но трезвых аргументов против такого подхода набирается не очень много:
- Семейное обучение возможно только при свободном рабочем графике родителей. Или же с репетиторами.
- Занятия с репетиторами финансово обременительнее, чем обучение в школе.
- Дети не социализируются, не умеют взаимодействовать в команде и со взрослыми, не «готовы к жизни».
- Свободный график обучения мешает формированию режима, а в дальнейшем придется работать по режиму.
Несмотря на отрицание школьного подхода, все хоумскулеры жестко привязаны к конкретным школам.
Защита хоумскулинга
Аргументы в поддержку семейного обучения обычно совпадают с критикой школы:
- Школа ставит под запрет двигательную и игровую активность, это провоцирует медицинские проблемы.
- Школьная программа занимает неоправданно много времени. Например, по статистике, в 1-2 классе фактического времени на учебу нужно час для «быстрых» детей или полтора для «медленных».
- В школе даются усреднённые знания, не учитывается индивидуальная способность или неспособность ребёнка к отдельным предметам.
- Школьная программа включает только те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов. Ребенок только слушает, но не учится смотреть и действовать и часто не понимает смысла исполняемых в школе заданий (классическое школьное: «И зачем мне этот интеграл в реальной жизни?!»).
- Социализация в школе часто сопровождается безнаказанным детским насилием.
Игорь Чапковский