Молодые родители к моменту появления малыша, как правило, уже изучили десятки книг по педагогике, психологии и педиатрии и хорошо представляют, как именно они будут его воспитывать. Но полностью застраховаться от ошибок практически невозможно, ведь все мы иногда устаём, принимаем необдуманные решения, нервничаем и выходим из себя. «Bigvile» попросил психолога Анну Федосову рассказать о распространённых педагогических ошибках и о том, как их избежать.
Ошибка № 1
Игнорирование, отвержение, навешивание ярлыков на ребёнка
Довольно часто детям отказывают в праве чувствовать то, что они испытывают, и так сильно, как они это переживают. Нам неприятно, когда нашим детям плохо, и велик соблазн оберегать самих себя, стараясь отвлечь детей от отрицательных эмоций: огорчения, страха, гнева, зависти. Мы не хотим, чтобы такое испытывали наши дети, и пытаемся их убедить, что этого не происходит. Нередко родители путают социально неодобряемое поведение и чувства. Нельзя бить других, ломать от злости вещи, но гнев сам по себе — нормальная реакция человека, который не получает чего-то, что захотел. Наша задача и состоит в том, чтобы помочь детям научиться действовать конструктивно в подобных ситуациях: смиряться с тем, что невозможно получить всё и сразу, решать конфликты, договариваться, ждать, планировать.
Иногда детям навязывается невыполнимое требование, диктуемое стереотипом, или желательное выдаётся за необходимое. Мальчики не плачут, девочки не пачкаются, сильные не трусят, умные не совершают глупых поступков, старшие дети любят младших — и так до бесконечности. Жизнь разнообразна и многогранна, но и она, и мы сами далеки от идеалов. Можно научиться совершенствоваться и использовать или преодолевать свои несовершенства.
Тот же, от кого родители требовали быть совершенным, обречён на неудачу.
Дети могут сильно расстраиваться по пустякам. Между тем мы, взрослые, тоже дорожим одним и тем же с неодинаковой силой. Если вы огорчены тем, что порвали любимое платье или разбили фарфоровую куколку, оставшуюся от бабушки, то вам не покажется уважительным утешение вроде «Пустяки, ничего страшного». Но когда ребёнок убивается о том, что не может унести домой ямку, вырытую в песочнице, мы, случается, даже посмеяться над его горем можем.
И редко когда осознаём, что отказываем ребёнку в том, что он и его жизнь, его интересы — важны и ценны.
Другая сложность заключена в понимании того, что ярлык, несправедливое обобщение в равной мере обидны и унизительны, будь то негативная или положительная оценка. То есть «молодец» и «дурак» — в одинаковой степени внешняя генерализованная оценка. По одним и тем же причинам все люди (и особенно дети) нуждаются в конструктивной критике и похвале. Когда мы указываем на конкретные недостатки так, что понятно, как их можно исправить, ребёнок не отчаивается, а совершенствуется. Когда мы указываем конкретные достоинства, обращаем своё и его внимание на то, что именно у него получилось лучше, чем вчера, просто констатируем факты того, что ребёнок делает, то ребёнок учится анализировать результаты своих действий и самостоятельно чувствовать удовлетворение от того, что он делает.
Разбор ошибки
«–»Неверное решение: описать проблемную ситуацию обобщённым «Плохо», «Хорошо», «Молодец», «Безобразник» или приказать перестать чувствовать:
«Не плачь», «Нельзя злиться на сестру», «Ничего страшного».
→Краткосрочный эффект: родитель успокаивает самого себя, ребёнок замыкается и старается не выдавать себя в том, что не угодно родителю, что выглядит как улучшение поведения.
♥Последствия: ребёнок не развивает способность понимать свои чувства,
не учится конструктивно на них реагировать, осваивает манипулятивные стратегии в общении; скорее всего, подвержен психосоматике (игнорируемые чувства-то никуда не деваются). Ребёнок не уверен в себе и зависим от внешней оценки, не умеет конструктивно критиковать и хвалить результаты своего и чужого труда. Ребёнок получает сигнал «Ты не хорош таким, каков ты есть» или не чувствует, что его замечают, потому что в обобщённых оценках слишком
мало личного.
«+»Верное решение: развивать собственную способность к конструктивной критике и похвале, к безоценочному мышлению, построению адекватного самоотношения и самооценки. Наслаждаться жизнью человека, обладающего этими прекрасными навыками, а заодно применять их по отношению к собственным детям и выступать примером зрелого отношения к жизни.
Ошибка № 2
Телевизор, компьютер и аудиовизуальные гаджеты
Для большинства взрослых работающий телевизор — это не только вид досуга, но и фон для многих бытовых дел, источник тем для общения и расширения кругозора. Я рискну сравнить телевидение с алкоголем: можно дискутировать о пользе или вреде спиртного для взрослых, но, несомненно, детям алкоголь давать нельзя. В силу определённых причин с телевидением дело обстоит совершенно аналогично: вне зависимости от того, видите ли вы пользу или вред в просмотре телепередач и каких именно, развитию детей телевидение наносит ущерб.
До шести лет дети обладают специфическим впитывающим разумом, когда их мозг работает иначе, чем у взрослых. Это наделяет их способностью воспринять за короткий срок огромное количество информации о человеческой культуре и мире в целом вокруг них. Всё, что повторяется или вызывает интенсивные эмоции даже однократно, становится частью личности ребёнка и буквально впечатывается в мозг. Громадный темп усвоения информации достигается за счёт того, что она не сортируется, не систематизируется и не оценивается так, как это происходит у взрослых.
Кроме того, дети в принципе ещё только выстраивают внутри себя личность во всей её сложности, поэтому многие функции зрелой психики просто не могут работать. Чтобы рефлексировать, понимать себя, нужно иметь этого «себя». Для того чтобы выносить моральные оценки, нужно определиться с базовыми принципами морали и научиться порождать цепочки логических рассуждений.
А чтобы следовать моральным принципам, ещё и развить желание поступать по совести и натренировать волю. Для того чтобы отделить важное от неважного, типичное от случайного, характерное от сопутствующего, необходим колоссальный опыт ранних впечатлений и умение категоризировать, которое продолжает развиваться и совершенствоваться у школьников.
Телевидение выглядит совершенно иначе для ребёнка — даже если вы не позволяете детям смотреть взрослые фильмы и передачи. Что повторяется чаще всего? Реклама. Способен ребёнок считать её неважным или дополнительным по отношению к телепередаче? Нет.
Чтобы правильно оценить, какое впечатление производит реклама на детей, представьте, что вы — инопланетянин, который, как Милла Йовович в фильме «Пятый элемент», просматривает многие часы видеоматериала, чтобы составить представление о землянах. Как вы начнёте судить о жизни, если самыми частыми сообщениями о ней будет реклама?
Реклама постоянно эксплуатирует темы секса и насилия, постоянно транслирует идею: ты малоценен, ты несчастлив, ты хуже других, если только не купишь рекламируемый продукт. Реклама, адресованная детям, вовлекает их в гонку потребительства так рано, что ничего другого они уже не успевают узнать. Они вырастают органически настроенные следовать за модой ради следования за модой.
Если вам кажется, что я драматизирую, обернитесь и посмотрите в ящик с игрушками своих детей. Много ли там небрендированных элементов? Кукол, не являющихся персонажами мультфильмов, конструкторов, не украшенных изображениями этих персонажей? Что изображено (и почему именно это) на коробках карандашей, футболках, рюкзачках, щётках, мебели, посуде? Как выглядят сладости, которые просят купить вас дети? Дети, далёкие от этой постпродакшен вакханалии, существуют. И почти всегда это дети, изолированные от рекламы в раннем возрасте.
Большинство детских сериалов и мультфильмов крайне сомнительны с точки зрения моральных образцов. Более того, ряд технических приёмов, удешевляющих производство таких мультфильмов — например, повторяющиеся сценки, — тренируют клиповое мышление.
Но всё, о чём было сказано, — это меньшее из зол. Есть причина, по которой даже хорошие мультфильмы, телепередачи и видеоигры вредны детям, особенно до трёх лет. Дело в том, что польза любого видеоряда, даже интерактивного, основана не только на его содержании, но и на определённой компетентности мозга, воспринимающего его. Сначала мы учимся действовать в реальном мире, мы интерпретируем впечатление, попадающее на сетчатку глаза и все органы чувств, и бессознательно учимся моделировать действительность на основе этих сигналов.
Мы можем предсказывать, как далеко предмет, какой он формы, как нужно двигаться, чтобы его взять или дотронуться, как быстро и куда он переместится, если движется, и так далее. Никак иначе, кроме как на собственном опыте, научиться этой громадной работе по осмыслению мира нельзя. Ребёнок не сможет научиться ходить, только просматривая видео о том, как ходят другие, или играя в интерактивную игру-бродилку, какими бы замечательными ни были эти мультфильмы и игры. Но думать и понимать ребёнок тоже может научиться, только действуя самостоятельно в реальных условиях.
Полноценно использовать в образовательных целях модели мира (а любая картинка, аудио, видеозапись, игра, книга — именно модель) может только человек, накопивший достаточный опыт собственного моделирования действительности. И если не готовый к восприятию картины или книги ребёнок просто потеряет к ним интерес и займётся чем-то, что позволит ему научиться воспринимать такие обобщения, то в случае с аудиовизуальными технологиями происходит иное. Ребёнок впадает в трансоподобное состояние, когда он выглядит увлечённым, его внимание поглощено и он не ищет подходящей деятельности, ничего не делает для того, чтобы стать более готовым к продуктивному использованию моделей реальности. Так то, что могло бы быть полезным, становится отравой.
Создать разнообразный виртуальный мир для ребёнка гораздо проще, чем реальную более-менее богатую и безопасную среду. Ребёнок, замерший возле планшета или экрана, не утомляет кипучей деятельностью там, где её не ждали. Он не требует помощи в поиске новых занятий, не рискует, придумывая себе всё новые виды двигательной активности, не пробует делать то, что у него не получается, и не совершает ошибок в ходе этих проб. Он не роняет, не разливает, не пачкает, не шумит, не использует вещи не по назначению. Не учится любить и общаться, не овладевает активной речью, не тренирует нервную систему моделировать, предсказывать и понимать мир вокруг, не развивается полноценно.
Отдельного упоминания заслуживают технологии дополненной реальности, которые дезориентируют ребёнка в понимании реальности. В Сети есть видео, показывающее реакцию малышей на редактор изображения камеры. Создатели, вероятно, думали, что создают подборку забавных моментов. Но на видео очень хорошо видно, что дети реагируют сильным страхом на каждое изменение своего отражения или изображения родителей — независимо от того, привносится ли что-то страшное или милое. Детей пугает сам необъяснимый факт метаморфозы, который рушит их уверенность в том, что они достигли уже некоторой компетентности в понимании и предсказывании вида окружающего мира.
Разбор ошибки
«–»Неверное решение: позволить ребёнку смотреть то, что смотрите по телевизору вы, включать дошкольнику, особенно младшему, мультфильмы, чтобы занять его, полагаться на развивающий эффект телепередач и интерактивных программ.
→Краткосрочный эффект: ребёнок занят просмотром или игрой.
♥Последствия: ребёнок упускает важные возможности саморазвития, которые осуществимы только в активной самостоятельной деятельности в реальных условиях. К тому же он впитывает сомнительные этические и эстетические стереотипы. Стимулируется агрессивность, перегружается визуальный канал восприятия.
«+»Верное решение: повышать собственную педагогическую компетентность, которая позволит создавать условия, в которых ребёнок сможет отчасти самостоятельно, отчасти с вашей помощью действовать, экспериментировать, играть и развиваться. Создать дом, удобный и безопасный как для самого ребёнка, так и для всех членов семьи.
Спланировать жизнь семьи так, чтобы в ней было время на общение родителей с детьми. Развивать и поощрять самостоятельность детей в быту. Это уменьшает нагрузку на родителей и одновременно даёт детям жизненный опыт самостоятельной активности в реальном мире, который они впоследствии используют для самосовершенствования в самых разных аспектах: от крупной и мелкой моторики до словарного запаса и обширных знаний об окружающем мире.
Ошибка № 3
Нестабильность требований или угроза невыполнимым действием
Быть последовательным в требованиях, которые мы предъявляем (особенно маленьким детям), непросто. Но надо понимать, что если ребёнок понял, что «нет», иногда «точно нет», а в других случаях может оказаться «ладно, да», то он будет каждый раз испытывать ваше терпение. Во-первых, потому что будет надеяться получить желаемое. Во-вторых, потому, что захочет установить логику. Если мама иногда терпелива, а иногда кричит, надо же разобраться, какие именно обстоятельства вызывают каждую из реакций. Для того чтобы всё обошлось без жертв, важно по мере сил свести количество запретов к минимуму, а для этого хотя бы обстановка в доме должна быть готова к тому, что в ней захочет действовать ребёнок.
Родителям, как правило, тяжело оттого, что при столкновении с ограничениями ребёнку потребуется некоторое время, чтобы погоревать о том, что он не может получить желаемое или совершить какое-то действие. Увы, невозможно примириться с реальностью, не пережив некоторого дискомфорта и не убедившись, что он не смертелен.
Я не призываю оставлять детей один на один с этим горем. Возможно, ваше сочувствие облегчит их горе. Но сочувствовать не значит уступить. Это налагает большую ответственность на родителя, формирующего требования. Невозможно настоять на своём, если вы угрожали тем, что не сможете воплотить в жизнь. Например, если вы пообещали оставить ребёнка в магазине, если он не уйдёт с вами, и не смогли выполнить угрозу, то вам придётся признать, что ваши слова ничего не стоят. Или напугать ребёнка тем, что вы его —пусть ради видимости — бросили.
Разбор ошибки
«–»Неверное решение: иногда разрешать то, что вы обычно запрещаете.
→Краткосрочный эффект: ребёнок перестаёт огорчаться, сердиться или отвлекать проявлениями огорчения или гнева.
♥Последствия: ребёнок каждый раз подолгу проверяет, не отменим ли запрет на этот раз.
«+»Верное решение: заранее создавать условия, в которых легко будет ограничиться минимумом запретов и неукоснительно им следовать; формулировать требования и санкции так, чтобы их было реально выполнить и вам, и ребёнку с учётом его возраста и индивидуальности. Учиться
одновременно проявлять эмпатию и сочувствие к огорчению ребёнка и настойчивость и последовательность своих требований.
Ошибка № 4
Детоцентризм
Развитие цивилизации приводит к тому, что детей становится меньше, а внимания им уделяется больше. Казалось бы, это должно приводить к тому, что дети вырастают окружённые заботой, большими возможностями, а значит, более счастливыми, умными, образованными, зрелыми.
Но статистика говорит об обратном: количество инфантильных, не умеющих брать на себя ответственность, эмоционально нестабильных молодых людей неуклонно растёт. Синдром Питера Пэна приобрёл характер эпидемии: дети не хотят взрослеть.
Одна из основных причин этой печальной тенденции состоит в том, что в моду вошёл образ родителей, соревнующихся в том, как много они вложили в воспитание своих детей. Девиз человечества «Лучшее — детям!» рождает армии выросших, но не повзрослевших детей. Кто в здравом уме захочет перестать быть ребёнком и лишиться привилегий?
Взрослость перестала быть возможностью больше прежнего реализовывать себя, принимать решения, делать выбор и превратилась в период доминирования неприятных обязанностей над развлечениями. Многие дети не находят удовольствия в заботе и помощи. А значит, либо не умеют их проявлять, либо в глубине души считают их повинностью, дорогой платой за возможность дружбы или любви.
Во многом это связано с тем, что родители в своё время оказались не способны перейти к новым отношениям с ребёнком. Младенца любят за то, что он есть. Действительно, научиться жить отдельно от матери — большое достижение на определённом этапе. Но позднее основу отношений составляет не радость от того, что ребёнок выжил, а сотрудничество на почве общих интересов, доброжелательное общение, взаимная поддержка.
Если от ребёнка не начинают ожидать большей эмоциональной зрелости, ответственности и личного вклада в отношения как с родителями, так и с другими людьми, то постепенно природное желание сотрудничать угасает. Став старше, ребёнок, даже понимая умом, что он не центр Вселенной, в глубине души, на уровне впитанного в детстве отношения, тоскует о привилегированном положении, вместо того чтобы наслаждаться возможностью быть активным и деятельным как в отношениях, так и в любой деятельности.
Разбор ошибки
«–»Неверное решение: дать ребёнку всё лучшее во что бы то ни стало, от модных игрушек до многочисленных развивающих занятий; наслаждаться ролью идеальных родителей.
→Краткосрочный эффект: может быть различным в зависимости от того,
как именно родители воплощают в жизнь образ идеальности: ребёнок действительно всё время занят чем-то, иногда получает достаточно внимания значимых взрослых, возможно, демонстрирует успехи в школьной или внешкольной учёбе.
♥Последствия: ребёнок привыкает к позиции развлекаемого; часто не умеет самостоятельно занять себя. В целом желание быть самостоятельным и независимым, не получив должного подкрепления, угасает, и ребёнок вживается в иждивенческую позицию как на бытовом уровне, так и в процессе решения жизненных задач.
«+»Рано или поздно вследствие всего этого взрослые оказываются перегружены. Ребёнок впитывает образ жертвующего личными интересами родителя
и позднее стремится отложить собственное родительство на более поздний срок (или избежать его вовсе), чтобы «успеть пожить для себя». Часто ребёнок не получает достаточного опыта сотруднических отношений, не умеет в достаточной мере учитывать интересы и желания других людей. Это сильно затрудняет близкие отношения даже с родителями, не говоря о других связях.
Верное решение: выстраивать отношения «ребёнок в семье», а не «семья ради ребёнка». Встраивать заботу о детях в часть собственной жизни, раскрытия собственного потенциала и реализации своих интересов. Предоставлять ребёнку больше возможностей по мере взросления, создавать условия для самостоятельности и независимости во всём, к чему ребёнок готов, как можно раньше, от одевания до выбора профессии.
Сообразно возрасту позволять сталкиваться с последствиями безответственного поведения. Здесь важно понимание психологии детства: нельзя требовать от ребёнка того же, что и от взрослого, потому что ребёнок — другой. Но нужно постепенно, шаг за шагом, приблизиться к независимости и ответственности взрослого и свободе самоопределения, которые они дают.
Ошибка № 5
Защита от копирования
Стоит ли удивляться, если потом он задумает проделать то же с другими, уже настоящими розетками? Такая игрушка даёт ошибочное представление о мире. Ходунки дают ребёнку ложное впечатление, что ходить — это перебирать ножками, а не переступать на них. Они учат ошибочному знанию, что ребёнок может ходить, когда он не может. К сожалению, таких примеров много.
Родители очень часто упускают из виду, что всё, что они говорят и делают, принимается ребёнком за образец для подражания. Причём малыш не всегда может правильно понять смысл ваших действий и будет слепо копировать их. Например, мама в присутствии ребёнка нанесла декоративную косметику.
Как много времени пройдёт, прежде чем ребёнок украсит себя фломастерами? Первым порывом защитить себя от неумелого копирования может быть желание отстранить ребёнка и оградить от себя запретами. Беда в том, что подражание — один из важнейших механизмов обучения и саморазвития для ребёнка. Неодобрение копирования губит на корню инициативность и веру в себя. Часто получается так, что сначала родители долго отучают дошкольника повторять за ними, а потом ругают подростка за то, что он их не слушает.
Мудрость же состоит не в том, чтобы бороться с подражанием, а в том, чтобы возглавить его. Предоставить ребёнку возможность подражать вам так, что у него это получится, и так, что вам это не доставит хлопот.
Вы что-то готовите? Покажите ребёнку, что он сможет смешать, переложить, насыпать. Убираете? Выделите ребёнку маленькую швабру и губку, чтобы он мог сам убрать за собой, если разольёт.
Развешивание с прищепками способно надолго увлечь ребёнка и принести больше пользы, чем самая хитроумная игрушка по развитию мелкой моторики. Если вы не заботитесь о том, что вы образец для подражания, то ребёнок способен стать настоящим стихийным бедствием.
Если же вы ожидаете, что ваши действия будут копировать, и заранее к этому готовы, то у вас будет старательный и деятельный последователь. Ребёнок будет благодарен вам за предоставленную возможность действовать. Он быстро умножит собственную самостоятельность, благосклонно отнесётся к вашим «нельзя», потому что убедился, что у вас для него в запасе большое количество интересных «можно».
Разбор ошибки
«–»Неверное решение: отвлечь, занять ребёнка, установить систему большого количества запретов. Ругать ребёнка за подражание.
→Краткосрочный эффект: ребёнок не очень часто поступает неправильно.
♥Последствия: ребёнок теряет инициативу и настрой на то, чтобы следовать за взрослым. Для развития ребёнка и рутинных дел всегда требуется выделить особое время, и на каждое из этих направлений его не хватает.
«+»Верное решение: продумывать как можно больше способов для ребёнка копировать ваши занятия на своём (для малышей — упрощённом) уровне. Следить за собой и быть хорошим примером для своих детей.