По информации Россельхознадзора, в продающемся в России молоке неожиданно обнаружили инородные примеси гипса, мела, извести, соды, крахмала и мыла, а также борной и салициловой кислот. В ведомстве пояснили, что в последние пару лет все эти примеси используются производителями для того, чтобы спасти молоко от скисания. Однако в итоге фальсификация молока не только не защищает его от преждевременной порчи, но и провоцирует пищевые отравления.
«Bigvile» решил разобраться, что происходит на молочном рынке на самом деле, и узнал у эксперта, почему никакого гипса и мела в молоке нет.
Александр Борисов сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль»
Гипс и мыло — это прошлый век. Проверка, проведённая по инициативе Россельхознадзора, это скорее экскурс в историю, а не описание реального положения дел. Сегодня производитель ушёл далеко вперёд от таких банальных и морально устаревших способов подделки молочной продукции — я имею в виду добавление мела, гипса или соды. Подобными бабушкиными методами теперь пользуются разве что торговцы на дешёвых рынках. У промышленных предприятий благодаря дорогому оборудованию куда более сложносочинённая система подделки. Производители частично или полностью заменяют жировую составляющую или просто восстанавливают молоко из сухого. Такая фальсификация оказывается незаметной не только для потребителя, но и для контролирующих органов.
Чаще всего происходит следующее: производители заменяют молочный жир на дешёвый растительный — таким образом стоимость производства значительно снижается. Но по техническому регламенту ни в сыре, ни в сливочном масле, ни в молоке, ни в твороге растительного жира быть не может. Если растительный жир всё-таки используется, то это обязательно должно быть указано в маркировке. Соответствующим должно быть и название. Например, не масло, а спред, не сыр, а сырный продукт.
В творог часто добавляют крахмал, а в сметану — стабилизаторы. В молоке и сливочном масле в ходе проверок «Росконтроля» выявлялось присутствие консервантов. Все эти ингредиенты на этикетке товаров, конечно же, не указаны. Таким образом, более 10 % продаваемых наименований молочных продуктов вводят в заблуждение потребителя. Способов обмана много: это и псевдодетская продукция с мультяшными героями, для детей совсем не подходящая, и спреды, мимикрирующие под сливочное масло, и крошечные буквы на этикетках, прочесть которые без лупы просто невозможно.
О количестве недобросовестной продукции на рынке можно узнать из исследований молочных продуктов Союза потребителей «Росконтроль». За последние два года было проверено 144 наименования продуктов, и более 60 % оказались фальсификатом или имели в маркировке информацию, вводящую покупателей в заблуждение. Усугубляет ситуацию отсутствие ограничений для производителей: надзор со стороны государства явно недостаточен, а штрафы минимальны. Так что, снижая стоимость своих товаров за счёт фальсификации и ухудшения качества, недобросовестные производители фактически выживают с рынка по-настоящему честных игроков, которые действительно выпускают качественные продукты: как раз такие и не выдерживают ценовой конкуренции. В итоге молочная отрасль не развивается, а деградирует.